Чтения о богочеловечестве
Чтения о богочеловечестве — цикл публичных лекций русского философа Владимира Соловьева, прочитанных в 1878 году в Петербурге в Соляном городке. В данной работе оформляется метафизика Соловьева.
Содержание
Работа начинается с рассмотрения религии, которая определяется как "связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего". Необходимость религии заключается в том, что она сообщает смысл человеческой жизни. Однако её современное состояние плачевно: она раздроблена и на её место претендуют социализм и позитивизм. Точкой отсчета современности при этом называется Французская революция. Социализм и позитивизм не являются знамением упадка, напротив, они представляют собой своего рода диалектический антитезис, который ведет западную цивилизацию от "религиозного прошлого" (католицизма) к "религиозному будущему". Синтез религиозного прошлого и материалистической современности приводит к идее богочеловечества:
Последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры - вера в Бога и вера в человека - сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества (Чтение 2)
Обновление религии должно произойти под знаком всеобщности, однако путь деизма порочен, так как приводит к атеизму. Религия должна не редуцировать свое содержание, но раскрываться во всей своей полноте. Её становление осуществляется в три этапа:
Естественное откровение: обожествление природы как "наличной действительности".
Отрицательное откровение: освобождение от природы в буддизме
Положительное откровение: христианство как религия любви.
Размышляя о положительном откровении Соловьев начинает с платонизма. Христианская любовь - суть платоническое благо. Идеи (благо, любовь) при этом оказываются "метафизическими существами", постигаемыми с помощью интуиции как "умственного созерцания" (нем. Anschanung). При этом идея необходимо подразумевает личность. Проницательность греческих философов позволяет называть их вслед за св. Юстином "христианами до Христа".
Осуществленную идею Соловьев называет Софией, "материей Божества" (Чтение 7). Именно в Софии заключается положительный момент христианства, когда в Боге (всеедином) признается не запредельность, но "полнота действительности":
София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе (Чтение 8)
При этом "действительное бытие природного мира есть недолжное или ненормальное", поскольку оно противопоставляется божественному. Отсюда библейское выражение, что мир по зле лежит, т.е. в состоянии разъединенности и взаимного соперничества ("хаос разрозненных элементов"). Причина этого зла лежит не здесь, а в области "вечного доприродного мира". Свободным актом мировой души мир отпал от Бога и распался на элементы, сообщает Соловьев. В изначальном, догреховном состоянии (т.е. в божественном Логосе) "все существа образуют один божественный мир". Посему "цель всего бытия" это воссоединение с Богом в первоначальное единство. Эта цель проявляется на разных ступенях "космогонического процесса" (Чтение 10):
Астральная эпоха: под воздействием "всемирного тяготения" "космическая материя" "стягивается в небесные тела". Астральная эпоха осознается в астральной религии сабеизма, вариантом которой Соловьев считал мусульманство.
Солярная эпоха: на этапе появления солнечной системы проявляются силы "теплоты, света, магнетизма, электричества, химизма". Солярная эпоха осознается в солярных культах светлых богов Адониса, Аполлона, Геркулеса, Кришны, Озириса.
Теллурическая эпоха: на Земле появляется "органическая жизнь". Теллурической эпохе соответствует фаллическая религия Диониса и Шивы.
С появлением человека Бог как всеединство получает самосознание, а мировая душа соединяется с божественным началом. Здесь космогонический процесс превращается в теогонический. И решающую роль в этом играют "три великие народа древности": индусы, греки и иудеи, которые впервые осознают идеальный мир "без крови и слез". Именно в иудейском народе вочеловечился Иисус Христос, которого Соловьев предлагает понимать не как отдельное лицо, но как "всеединую личность, заключающую в себя все природное человечество". В книге подчеркивается, что вочеловечивается не трансцендентный Бог, но Бог-Слово, т.е. творческая сила, действующая в мире. Кроме того, сам человек по природе своей уже является соединением божественного и материального. Преобладание материального начала характеризует первобытного человека или Адама, а преобладание божественного - "богочеловеческую личность" Иисуса Христа, явившего миру чудеса любви, милосердия и самоотверженности. Человечество, воссоединенное со своим божественным началом посредством Иисуса Христа, есть Церковь, которая стремится к "свободной теократии". И здесь Соловьев возвращается к Чтению 1, чтобы повторить тезис о плачевном состоянии религии в современном обществе. Выход из этого состояния в воссоединении восточного (византийского) и западного христианства.
Đánh giá bài viết?